Участок трассы А-114 Вологда – Тихвин – дорога Р-21 Кола в Ленобласти оборудовали «электронными пастухами»
Федеральное казенное учреждение

«Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад»
имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства»

Участок трассы А-114 Вологда – Тихвин – дорога Р-21 Кола в Ленобласти оборудовали «электронными пастухами»

Подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Северо-Запад» продолжает работу по установке так называемых «электронных пастухов» на подведомственных федеральных трассах. В этом году средства защиты от диких животных, позволяющие избежать серьезных ДТП, появились на нескольких участках трассы А-114 (Вологда – Тихвин – автомобильная дорога Р-21 «Кола») в Ленинградской области.

На балансе ФКУ Упрдор «Северо-Запад» состоят федеральные трассы, проходящие по территориям лесных массивов – среде обитания диких животных. К сожалению, на таких участках регулярно происходят ДТП с участием лосей, кабанов, лис и т.д. Результат аварий, как правило, плачевный, – это пострадавшие люди, погибшие животные и поврежденные автомобили.

Проблема получила статус регионального значения. В адрес ФКУ Упрдор «Северо-Запад» регулярно поступают обращения органов местного самоуправления и ГИБДД по вопросу повышения безопасности дорожного движения в части снижения количества ДТП с участием диких животных и установки ограждения, препятствующего их выходу на проезжую часть. Администрация Ленинградской области предоставила дорожникам перечень участков миграции диких животных.

Для решения данной проблемы было принято решение об установке специальных ограждений вдоль дорог. Система «электронный пастух» представляет собой средство удерживания диких животных на пути их миграции, позволяет предотвратить их хаотичный выход на проезжую часть и направить их через дорогу в специально отведенном месте. Специально отведенное место – это участок автодороги, работающий по принципу интеллектуальной системы, оснащенный средствами оповещения участников движения о приближении к месту выхода животных, соответствующими датчиками и электрооборудованием.

«Электронные пастухи» в этом году оборудованы на участках трассы А-114 (Вологда – Тихвин – автомобильная дорога Р-21 «Кола»): км 401+840 – км 406+017 (право, лево), км 412+980 – км 416+250 (право, лево), км 517+023 – км 520+767 (право, лево), км 525+639 – км 527+048 (право, лево). Специалисты установили здесь деревянные стойки, смонтировали неизолированный провод, датчики движения, источник автономного питания, проложили кабели электроснабжения от источника питания, провели монтаж управляющей аппаратуры, установили опоры и дорожные знаки с внутренней подсветкой.

В 2016 году система «электронный пастух» была установлена на обходе Лодейного Поля (участки трассы Р-21 «Кола» км 219+420 – км 226+420 (право), км 219+440 – км 226+440 (лево)). В части дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных данный участок федеральной автомобильной дороги Р-21 «Кола» (Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск – Печенга – граница с Королевством Норвегия) выделялся особо. За период с начала 2015 года по декабрь 2016 года на нём произошло пять ДТП (с пострадавшими) с участием диких животных. За прошедший с момента установки системы период (с декабря 2016 года по сегодняшний день)  ДТП с участием диких животных здесь зафиксировано не было.

Есть и иные способы ограничения выхода на трассу диких животных, это экодуки – мосты над дорогами, обеспечивающие проход животных над трассами. Но строительство такого сооружения обходится достаточно дорого. В качестве альтернативы на федеральных дорогах Северо-Запада создаются подземные скотопрогоны (зверопереходы), соответствующие путям передвижения животных. В частности, несколько таких переходов сделано на подъезде к морскому торговому порту Усть-Луга от трассы А-180 «Нарва».

На основании статистических данных от ГИБДД федеральные дорожники составляют программу по оснащению других участков подведомственных трасс средствами защиты от выхода диких животных. Планы по их установке будут реализованы при условии доведения лимитов финансирования.